Системы менеджмента качества. Общие рекомендации по выбору Органа по сертификации и (или) консалтинговой фирмы.
В связи с повышением спроса на сертификацию систем менеджмента качества (далее по тексту - СМК) и, соответственно, увеличением предложения в данной сфере услуг начинает наблюдаться тенденция к сокращению всех необходимых работ по подготовке и сертификации СМК, а сам процесс иногда сводится просто к откровенной "продаже" сертификата. Если предприятию требуется реальный эффект от внедрения СМК именно в части повышения качества выпускаемой продукции, то следует опасаться очень "дешевых" и "быстрых" по срокам исполнения предложений услуг по сертификации, особенно со стороны различного рода посредников под видом "филиалов", "отделений", "представительств" ОС, а также малоизвестных и только что "народившихся" на базе коммерческих предприятий ОС. Предпочтение следует отдавать крупным (солидным) организациям, традиционно и в течение длительного времени функционирующим на рынке услуг по сертификации и обеспечению качества продукции.
При выборе Органа по сертификации систем качества предпочтение следует отдавать местным ОС, так как в этом случае имеется возможность оперативного общения по всем вопросам, связанным с сертификацией, возможность оперативного решения этих вопросов, а сами работы стоят существенно дешевле (как минимум - нет командировочных расходов).
Сертификация СМК не освобождает предприятие от необходимости сертификации продукции (услуг) как обязательной, если таковая предусмотрена законодательством, так и добровольной, если таковая требуется для увеличения сбыта. В связи с этим при выборе Органа по сертификации систем качества предпочтение следует отдавать ОС, аккредитованным на базе тех организаций, которые имеют также аккредитованные на своей базе Органы по сертификации продукции и услуг с максимально широкими полномочиями в области выпускаемой предприятием-заявителем продукции (оказываемых услуг), так как в этом случае :
- обеспечивается комплексный подход ко всем проблемам заявителя как в области сертификации СМК, так и в области сертификации продукции (услуг), в первую очередь - их обязательной сертификации;
- гарантируется значительное снижение стоимости и сроков последующих работ по сертификации продукции (услуг) за счет возможности применения соответствующих схем сертификации.
При выборе системы сертификации, в которой предполагается сертифицировать СМК, конечно надо начинать с изучения ожиданий Ваших потенциальных потребителей (например, если наличие СМК, сертифицированной в определенной системе сертификации, является условием заключения важного и долгосрочного контракта), но при прочих равных условиях - предпочтение следует отдавать Системе сертификации ГОСТ Р, так как в этом случае :
- обеспечивается безусловное признание сертификатов на систему качества, выданных в Системе сертификации ГОСТ Р, при выборе "облегченных" (см. выше) схем сертификации продукции (услуг) в этой же Системе;
- Систему сертификации ГОСТ Р представляет официальный государственный орган РФ - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, являющийся официальным представителем России в международных организациях по стандартизации. Если когда-нибудь дойдет до признания на международном уровне российских сертификатов на систему качества, то скорее всего этот процесс начнется с Системы ГОСТ Р.
При выборе консалтинговой фирмы, осуществляющей разработку, внедрение и подготовку к сертификации СМК, и ОС, который впоследствии будет проводить собственно сертификацию системы качества, следует учитывать такие обстоятельства, как :
- опыт предыдущего взаимодействия консалтинговой фирмы и ОС;
- гарантии единства методологических подходов и предъявляемых к заявителю требований со стороны этих организаций в вопросах сертификации СМК;
- оптимальным решением является выбор консалтинговой фирмы по рекомендации того ОС, куда впоследствии предполагается подать заявку непосредственно на сертификацию СМК.
В заключение необходимо отметить, что предприятия, сертифицировавшие свои СМК, уже сейчас (а далее - это будет проявляться во все большей степени) при прочих равных условиях обладают определенным приоритетом при :
- распределении государственных, областных, муниципальных заказов;
- решении вопросов выделения территорий, зданий, сооружений для расширения производств;
- участии в различного рода конкурсов, связанных с производством продукции и оказанием услуг, и так далее.